НА ГЛАВНУЮ НАПИСАТЬ скачать программу исполнения желаний

 

 

 

 

Валерий Разоренов (Розанов)

Нейропсихологические аспекты старения, памяти, личности.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... 2

ГЛАВА I.......................................................................................................................................... 5

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................. 5

1.1.  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ МОЗГА........................................................................................................................ 5

1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ СТАРЕНИИ....................... 17

ГЛАВА II....................................................................................................................................... 24

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ............................................................. 24

2.1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК................................................................................................. 24

2.2. ОПИСАНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ....................................................................................... 33

ГЛАВА III..................................................................................................................................... 44

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ....................................................................................... 44

3.1. Результаты исследования здоровых испытуемых....................... 44

3.2. Результаты исследования больных испытуемых.......................... 48

          3.3.    РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ПОРАЖЕНИЯМИ................. 52

МОЗЖЕЧКА......................................................................................................................... 52

  3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ БЕЗ ПОРАЖЕНИЙ МОЗЖЕЧКА 56

ГЛАВА IV..................................................................................................................................... 61

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.......................................................................................... 61

4.1. Обсуждение результатов, полученных по тесту Сонди.............. 61

4.2. Обсуждение результатов полученных по тесту Люшера........... 69

ВЫВОДЫ......................................................................................................................... 74

ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................... 76

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время мировая психологическая наука начала про­являть растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возра­сте, что безусловно, связано с возросшей продолжительностью жизни. Но недостаточность как феноменологического материала, так и методических подходов обуславливает  неразработан­ность вопросов геронтопсихологии, что стало серьез­ным препятствием для создания целостной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей ее жизни. 

Можно выделить три основных теоретических направления:

Первое — биолого-медицинский подход. Связывающий психологические изменения людей в поздние годы, ограничение их умственных возможностей непосредственно с функциональными и органическими поражениями мозга. Против этой концепции выступают многие психогеронтологи. Так, Н. Феил, видный геронтопсихотерапевт, работающая в интернате для пожилых, показала, что под влиянием разработанных ею методов психотерапии даже у очень старых людей с диагнозом «начальная стадия болезни Альцгеймера», происходят позитивные изменения в сознании и поведении. Она утверждает, что не существует непосредственной связи между степенью поражения мозга человека и его интеллектуальными способностями (цит. по [1]).  Этому противоречат данные нейропсихологических исследований, устанавливающих связь между мозговыми дисфункциями и мнестико-интеллектуальным снижением (деменцией) [4, 12, 21].

Вторая теория старения может быть обозначена как деятельностный подход к развитию личности. Его представители — Р. Хеивигхерст (R. Havighurst), Г. Кремпен (G. Krempen), Ф. Хеил (Р. Heil) и др. Суть этого подхода такова: люди своими действиями изменяют собственное окру­жение, развивают способность справляться с трудными ситуациями, прокладыва­ют свой жизненный путь. Деятельная жизнь выступает условием поступательного развития личности в поздние годы.

Представители третьей теории старения, соглашаясь с положением о значи­мости активности личности для благополучного прохождения ею стадий поздней жизни, одним из весьма важных факторов актуализации потенций субъекта считают его способность противостоять распространенным в обществе не­гативным стереотипам старости [13].

Данная работа в большей степени относится к  биолого- медицинскому подходу и целью ставилось именно изучение эмоционально-личностных изменений в пожилом возрасте в соотношении с локусом поражения головного мозга.  Для этого мы обратились к личности как к динамической структуре с ее способностью к изменению,  восстановлению, угасанию, деградации и т.д., со всеми ее свойствами и потенциалом. Обозначив тем самым новый вектор исследования эмоционально-личностных нарушений в рамках геронтонейропсихологической парадигмы: движение непосредственно от личностного нарушения к пораженному участку головного мозга. Таким образом, выстраивается следующая схема исследования:

1.            Исследование эмоционально-личностной сферы;

2.            Исследование мозгового субстрата;

3.            Соотнесение эмоционально-личностных нарушений с поражением определенного ареала головного мозга.

 

Принятие подобной схемы исследования сталкивается с проблемой методического аппарата, поскольку существующие на сегодняшний день нейропсихологические методики могут лишь опосредованным образом осветить эмоционально-личностную сферу. В этой связи в исследование были включены разработанные ведущим специалистом в области психодиагностики  Л.Н.Собчик и  широко применяемые в психологии индивидуальных различий проективные тесты, такие как модифицированный восьмицветовой тест Люшера,  модифицированный тест восьми влечений Сонди, исследование возможностей которых, в рамках дифференциального нейропсихологического исследования, также можно обозначить как одну из задач представленной работы.

 

***

 

 

Задачи:

1.            Поиск литературы по данной тематике;

2.            Выбор методик;

3.            Проведение эксперимента;

4.            Описание результатов нормы и патологии;

5.            Сравнительный анализ данных нормы и патологии и их интерпретация.

 

 

 

 

ГЛАВА I

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.1.  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ МОЗГА

Изучение роли различных областей мозга в обеспечении эмоций проводилось в рамках клинических,  неврологических, психиатрических и нейропсихологических  исследований.

Клинический анализ высших психических функций и эмо­ционально-личностной сферы у больных с локальными пора­жениями мозга позволяет выделить три основных региона локализации очага поражения, приводящего к отчетливым эмоционально - личностным расстройствам. К ним относятся поражения лоб­ных долей, височных долей и гипофизарно-гипоталамической или диэнцефальной области мозга. Поражение каждой из этих областей характеризуется особым нейропсихологическим син­дромом (или, вернее, набором вариантов синдрома), в кото­рый входят и эмоциональные нарушения.

Наиболее отчетливы эмоционально-личностные нарушения при поражении лобных долей мозга. Как известно, анатоми­чески и функционально лобные доли мозга неоднородны. В них выделяются конвекситальные (дорзальные или латеральные) и медио-базальные отделы. Первые принадлежат к блоку про­граммирования и контроля психической деятельности, вто­рые — к энергетическому блоку. Эмоциональные нарушения распространяются на все основные типы эмоциональных явлений — эмоциональный фон (состояния), эмоциональное реагирование и эмоционально-личностные качества. В наиболь­шей степени страдает наиболее высокий личностный уровень эмоциональной сферы, что и приводит к «лобному» нарушению поведения.

Клинические работы, описывающие нарушения личности и поведения больных с поражением лобных долей мозга, весьма многочисленны. Они показывают, что при травматических, опухолевых и сосудистых поражениях лобных долей мозга (одной или — особенно — обеих) возникают нарушения эмоционально-лич­ностной сферы в виде неадекватного отношения к себё, своему состоянию, своей болезни, предстоящей операции, близким, друзьям, в виде эмоциональной тупости, эйфории и т. д.  По данным Т. А. Доброхотовой, специально, с позиций пси­хиатра, изучавшей эмоциональные расстройства при очаговых поражениях головного мозга, при поражении лобных долей мозга, можно выделить общие черты эмоциональных рас­стройств — это ограничение объема эмоциональных реакций, исчезновение дифференцированности, адекватности эмоций, ис­чезновение переживания болезни [8]. Эти симптомы многократно описаны в клинической литературе.

А. Р. Лурия, тщательно изу­чавший варианты «лобного синдрома», выделял эмоционально-личностные нарушения как обязательный симптом этого син­дрома. В нейропсихологической литературе эти нарушения описывались как «эмоциональное безразличие», «эмоциональ­ная тупость», «благодушие», «эйфория», «дурашливость», «на­рушение системы отношений», «исчезновение чувства ответст­венности» и т. п [14, 15, 16].

Как известно, А. Р. Лурия предостерегал от попыток непо­средственного соотнесения понятий «личность» и «мозг», кото­рые могут рассматриваться как «неоклейстицизм» (или совре­менная форма психоморфологизма). А. Р. Лурия видел перво­очередную задачу нейропсихологии личности в необходимости изучения мозговых механизмов нарушений мотивационной сфе­ры и в связи с этим говорил о том, что нарушение способности к порождению мотивов (особенно социально-значимых) связа­но прежде всего с поражением лобных долей мозга. При дан­ной форме патологии нарушения личности связаны не только с мотивационными расстройствами, но и с нарушениями произ­вольного контроля и самоконтроля и нарушениями критики. Надо отметить, что личностные дефекты, свойственные «лобным» больным, выходят, конечно, за пределы одних только эмоциональных нарушений, распространяясь и на другие личностные составляющие[18].

Одновременно с нарушением высшего уровня эмоциональ­ной сферы — эмоционально-личностных качеств — у больных с поражением лобных долей мозга изменяются и сравнительно элементарные эмоциональные ощущения — болевые. Рядом авторов показано, что после фронтальной лоботомии больной, страдающий раковым заболеванием и испытывавший ранее сильные боли, перестает обращать на боль особое внимание. Больные переставали жаловаться, потребность в обезболиваю­щих средствах значительно уменьшалась.

Как говорилось выше, существует несколько вариантов «лобного синдрома». Их можно подразделить на две основные подгруппы — первая связана с поражением конвекситальныx отделов лобных долей мозга, вторая — с поражением их медиобазальных отделов.

Нейропсихологические наблюдения показывают, что эмоциональные нарушения при этих двух ва­риантах синдромов различны. В целом эмоционально-личност­ные нарушения преобладают при поражении медиально-базальных отделов лобных долей мозга. Именно у этой категории больных чаще всего отмечается эйфория, дурашливость, эмо­циональная несдержанность, раздражительность, отсутствие чувства такта и т. п. [19]. По данным Т. А. Доброхотовой, при опухолях воздействующих на медиобазальные отделы обеих лобных долей мозга, возможен синдром «гневливой мании».

Согласно мнению А. Р. Лурия, поражение медиобазальной и орбитальной частей лобной коры ведет к аффективным расстройствам, нередко — к эйфории, недостаточной критичности, импульсивности, расторможе­нию примитивных влечений.

Сведения о связи эмоционального статуса с патологией лобных долей получены также при лечении психически больных с помощью операции — фронтальной лейкотомии (отсечение волокон, идущих от конвекситальных и медиальных отделов коры лобных долей к зритель­ному бугру). После операции наряду с положительным эффектом: ослаблением бредовых идей, напряженности, агрессивных тенденций, — появлялись и новые симптомы — апатия или эйфория, эмоциональное уплощение, благодушие, исчезновение чувства ответственности за свои поступки, аффективная не­устойчивость, отвлекаемость. В большей степени страдает духовная сфера: интерес к работе, любовь к музыке, живописи, литературе и т. п. Именно из-за этих симптомов фронтальная лейкотомия в большинстве стран и в нашей стране тоже была абсолютно исключена из арсенала лечебных воздействий. Основной вывод, который можно сделать из материалов, полученных при лечении этим методом, это то, что пересечение связей, соединяющих лобные доли с другими мозговыми структурами, ведет к выраженным эмоционалыю-личностным нарушениям.

Однако эмоционально-личностные изменения наблюдаются и при поражениях конвекситальных отделов лобных долей мозга, особенно при массивных или двусторонних очагах. Чаще — в виде эмоциональной апатии, безразличия, «невосприятия» собственной болезни, потери интереса к окружающему на фоне общей адинамии и аспонтанности.

Следует отметить, что клинические наблюдения за больными с поражением лобных долей мозга выявляют большую вариабельность симптомов, в том числе и тех, которые относятся к эмоционально-личностной сфере. Как правило, наблюдаются отчетливые или даже грубые эмоционально-личностные расстройства, однако в ряде случаев изменения эмоционально-личностной сферы столь малы и неопределенны, что с трудом поддаются диагностике. Это различие нельзя объяснить лишь величиной и характером очага — они связаны, по-види­мому, и с другими, пока еще плохо исследованными факторами — особенностями преморбида, возрастом больного и др. Разноречивость данных, имеющихся по этому поводу в литературе, отражает сложность самой проблемы. Как писал Л.Тойбер, крупнейший американский нейропсихолог, мы еще далеки от понимания «загадки лобных долей».

Если в ранних работах авторы, описывая эмоционально-личностные нарушения при локальных поражениях мозга (главным образом при поражении лобных долей мозга), не фиксировали внимание на стороне поражения, то позже — в связи с общим интересом к проблеме межполушарных отношений появляются работы, специально ориентированные на выявление латеральных особенностей таких нарушений.

Одним из первых исследователей, подчеркивавших особую роль правого полушария в организации эмоций, был В. К. Хорошко, указывавший, что при поражении правой лобной доли возникают «расстройства поведения» в виде импульсивных действий и некритичности к себе, подобные тем, которые наблюдаются при поражении обеих лобных долей [29]. Поражения левой лобной доли чаще проявляются в виде «общей аспонтанности поведения». А. С. Шмарьян также говорил о преимущественном отношении правой лобной доли к  эмоционально-личностным изменениям (вплоть до полной «лобной агнозии» своего самочувствия) [30], в то время как левая лобная доля имеет более тесную связь с интеллектуальными процессами, интеллектуальной активностью («инициативой мысли»). Л.Р.Лурия  неоднократно указывал на то, что при поражениях правой лобной доли, как правило, чаще возникают изменения характера с неадекватным отношением к своему состоянию и общей некритичности, чем при поражениях левой лобной доли, для которых характерны явления адинамии (двигательной и интеллектуальной) и нарушения произвольной регуляции различных видов психической деятель­ности и поведения в целом [14].

В исследованиях D. Bowers, К. Heilman было показанo, что больные с правосторонним поражением передних отделов мозга могли идентифицировать незнакомые лица по фотографиям, но не могли описать выражения лиц, узнавали знакомые лица, но не могли определить, какую эмоцию испытывает данный человек [31].

К латеральным особенностям эмоционального реагирования относят также и такой показатель, как степень дифференцированности эмоций, связанную с социальным опытом. По данным Т.А.Доброхотовой и Н.Н.Брагиной, при поражении левой лобной доли нередко исчезают высокодифференцированные эмоциональные переживания, связанные с прошлым опытом, причем при тяжелых поражениях возможен полный «эмо­циональный паралич», что сочетается с явлениями адинамии, аспонтанности, с нарушениями произвольной регуляции деятельности. Подобный синдром не свойствен больным с пораже­нием правой лобной доли [9].

Наконец, характеризуя специфику работы передних отделов левого и правого полушарий мозга в обеспечении психической деятельности вообще, включая и эмоции, ряд авторов считает, что нарушение осознания эмоций свойственно больным, как с  левосторонними, так и правосторонним поражениям. Однако, если в первом случае страдает преимущественно когнитивная (обобщающая) оценка эмоций, включающая семантические вербальные кате­гории, то для правосторонних больных характерно нару­шение отражения — на чувственном уровне и, прежде всего, своего эмоционального состояния .

Следует, однако, отметить, что мнение о существовании латеральных различий эмоциональных нарушений поддерживают не все авторы. Во многих работах, посвященных изучению симптомов поражения лобных долей мозга, патологическая симптоматика описывается безотносительно к стороне пораже­ния. Многие авторы не находили (и не находят) разницы в картине эмоционально-личностных нарушений, да и других (кроме речевых) при поражении лобных долей мозга. Б. Колб и Л. Тейлор, например, считают, что операция по удалению лобных долей мозга значимо редуцирует число спонтанно возникающих лицевых экспрессии (живость мимики),  независимо от стороны хирургического вмешательства. Имеются даже работы, полностью отрицающие какие-либо (в том числе и эмоциональные) симптомы поражения правой лобной доли.

Вместе с тем исследования нашего соотечественника Б. И. Белого показало, что у больных с опухолями правой лобной доли первые признаки заболевания нередко вы­ражаются в виде эмоционально-личностных изменений (эйфо­рии, анозогнозии, бестактности, некритичности и т. п.), что проявляется на фоне подвижности, многоречивости, а не заторможенности, как у левосторонних больных. Автор отмечает, что иногда у правосторонних больных наблюдается «злобность и агрессивность» [5].

Подобные противоречия можно объяснить общей неразработанностью проблемы эмоций в психологии и, в частности, ее экспериментального оснощения.

Второй областью мозга, поражение которой приводит к эмо­циональным расстройствам, являются височные доли мозга.

Как известно, височные доли включают в себя структуры лимбической системы — амигдалярный комплекс, гиппокамп. Если конвекситальные отделы коры височных долей мозга пред­ставляют собой корковое звено слухового анализатора, то базальные и медиальные отделы коры височной доли относятся к звену неспецифической активирующей системе мозга. Именно эти анатомические особенности височных долей мозга и определяют характер симптоматики, возникающей при поражении различ­ных отделов височных долей мозга.

Накопление сведений о роли височных структур в осущест­влении эмоциональных явлений шло по двум направлениям.

К первому следует отнести клинические и клинико-нейропсихологические наблюдения за больными, имеющими пораже­ния в пределах височных долей мозга.

По данным Т. А. Доброхотовой, при поражении ви­сочных долей эмоциональные расстройства занимают ведущее место в общей картине заболевания. При поражении обеих ви­сочных долей эмоциональные расстройства выражаются в депрессивных состояниях и пароксизмальных аффективных на­рушениях, причем эти симптомы связаны со стороной пораже­ния. Поражения правой височной доли чаще сопровождаются аффективными пароксизмами в виде приступов ярости, страха, тревоги, ужаса, которые протекают на фоне выраженных веге­тативных и висцеральных расстройств. Подобные приступы отрицательных аффектов ха­рактерны для начала заболевания, а при длительном заболева­нии возможны стойкие фобические явления. Эмоционально-аф­фективные нарушения обычно сочетаются с эпилептическими припадками. При длительном течении болезни возможны эпилептоидные изменения личности (в виде оскуднения эмоцио­нальной сферы, стереотипии поведения и т. п.). Нередки обоня­тельные, слуховые галлюцинации, сопровождающиеся неприят­ными ощущениями. Постоянные эмоциональные нарушения проявляются в депрессивном настроении. Остаются сохранны­ми тонкие эмоциональные проявления, «вся социальная сфера эмоций», их дифференцированность. Страдают более элементарные — базальные — эмоции. Возможны особые состояния сознания, приступы деперсонализации, дереализации, во время которых больной как бы «лишается чувств», отдаляется от окружающего мира, т. е. изменяется «тонус аффективности» — эмоциональная окраска восприятия себя и окружающего. Возможны приступы приятных соматических ощущений, когда все окружающее и собственное самочувствие резко улучшается, после чего наступает приступ тоски, страха, ужаса. Для всех этих приступов характерна сохранность критики боль­ного, его отношение к происходящему как к болезненному состоянию [8].

Для левосторонних поражений височной доли более характерны не пароксизмы, а такие постоянные эмоциональные расстройства, как реакция на дефект речи, памяти. Возможно состояния  ажитированной депрессии, и даже ипохондрического бреда. В ранних стадиях заболевания наблюдаются раздражительность, плаксивость. Вегетативно-висцеральные приступы сопровождаются речевыми расстройствами. Тревожно-фобическую депрессию при поражении левой височной области отмечали и другие авторы.

Таким образом, поражение височной области сопровождается двумя типами пароксизмов — в виде чрезмерного усиления аффекта (чаще — страха, ужаса) или в виде резкого уменьшения аффективного тонуса. Аффективные пароксизмы, как правило, сопровождаются выраженными висцерально-вегетативными нарушениями. Для них характерны устойчивые изменения эмоционального состояния в виде депрессии (больше — при поражении левого полушария) с сохранной критикой к своему состоянию. Можно сказать, что высший личностный уровень эмоциональной сферы у этих больных остается относительно сохранным, чем они и отличаются от лобных больных. Подобные эмоциональные нарушения характерны прежде всего для височной медио-базальной локализации очага поражения.

Клинические и нейропсихологические наблюдения относительно роли височных структур в эмоциональном реагировании подтверждаются и многочисленными работами по стереотаксическому лечению «височной» эпилепсии. Данными работами уточнены сведения о роли в регуляции эмоций глубинных височных структур — миндалевидного ядерного комплекса (МЯК). Показана роль МЯК в формировании агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний: у больных височной эпилепсией с выраженными эмоционально-аффективными нару­шениями в МЯК (в дорсомедиальной части) регистрируется эпилептическая электрическая активность. Деструкция этих отделов МЯК ведет к уменьшению или полному исчезновению агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний. Авторы считают, что гиппокомпальные структуры непосредст­венно не участвуют в обеспечении эмоциональных состояний [22].

Таким образом, при поражении височных структур нет гру­бых изменений личности — больные достаточно критичны к се­бе и окружающим, достаточно активны и целенаправленны. Наиболее характерны для них аффективно-вегетативные па­роксизмы и депрессивные или агрессивные состояния (особенно при поражении правого полушария).

Третья группа структур, имеющих непосредственное отноше­ние к эмоционально-личностной сфере, — это гипофизарно-диэнцефальные отделы мозга, тесно связанные с медио-базальными отделами лобных и височных долей мозга. Поражение этих областей возникает при патологических процессах, возни­кающих в образованиях, расположенных по средней линии или воздействующих на эти образования (опухоли гипофиза, III желудочка, прозрачной перегородки, базальных отделов мозга) [28, 8].

Поражение данных областей мозга сопровожда­ется патологией эндокринных нейрогуморальных механизмов, нарушением гормональных процессов. Клинические особенности этих нарушений зависят от уровня и локализации поражения в указанной зоне. Эндокринно-обменные нарушения, наряду с другими факторами, обусловливают достаточно отчетливую эмо­циональную патологию.

Поражение этих структур ведет к нарушениям неспецифических активационных процессов (в виде синдрома возбуждения, бессонницы или синдрома угнетения, сонливос­ти), что накладывает свой отпечаток и на эмоциональную сферу. При этом имеет место выра­женная вегетативная патологией — нарушениями регуляции сердечно-сосудистой, температурной и других систем организма.

Хотя эмоционально-личностные нарушения при гипофизарно-диэнцефальных поражениях изучены пока еще недостаточно, тем не менее из отдельных описаний можно составить опреде­ленную картину, которая характеризуется рядом общих черт. На этом фоне развиваются различные эмоционально-личностные изменения. При грубых слу­чая наблюдаются гипофизарные нарушения эмоциональной сферы в виде "гипофизарной деменции» с явлениями общего психического возбуждения, эйфории или агрессивности, озлобления.

Отмечено, что клинические (в том числе и эмоциональные) явления заболевания зависят от ряда факторов: локализации, характера, стадии заболевания, возраста больного и др.. Описаны также эмоциональные нарушения при других поражениях гипофизарно-диэнцефальной  области (опухоли гипофиза, прозрачной перегородки, III желудочка, зрительного бугрa), которые в целом повторяют приведенные выше симптом.

В целом эмоционально-аффективные нарушения, возникающие при поражениях гипофизарно-диэнцефальной области мозга, протекают, как правило, в форме расстройства фоновых состояний при большей сохранности критики, т. е. собственно личностного отношения к своему эмоциональному дефекту.

Наконец, в клинической литературе имеются описания эмо­циональных расстройств при поражении задних отделов боль­ших полушарий. Так, при острых массивных сосудистых поражениях задних отделов правого полушария нередко появляются явления беспечности, благодушия, эйфории, которые постепенно исчезают; при поражении задних отделов левого полушария возможны эмоциональные сдвиги в сторону депрессии в сочетании с другими левосторонними симптомами. Однако, по свидетельству всех авторов, выраженность и частота этих нарушений значительно уступает тем, которые наблюдаются при поражении передних отделов мозга. Нельзя исключить, что эти расстройства в эмоциональной сфере связаны с дисфункцией структур мозжечка, с учетом его связей с лобными долями.

Подводя итоги клиническим (неврологическим, психиатрическим) и клинико-нейропсихологическим работам, посвященным нарушениям эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга, можно отметить, что описанные эмоциональной феноменологии носят достаточно разноречивый характер. Они скорее обозначают «поле фактов», чем анализируют его. В них, как правило, нет четких критериев, определяющих сами эмоциональные и личностные дефекты, их специфику  и отличие общих нарушений поведения, которые могут иметь множественный генез. Подобная ситуация не случайна. Она объясняется большой сложностью самой проблемы, ее неразработанностью. При всей необходимости и большой научной ценности клинических описаний эмоционально-личностной патологии эта область знания нуждается в точном экспериментальном исследовании и параллельно в разработке теоретического, понятийного аппарата, что всегда тесно взаимосвязано.

 

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ СТАРЕНИИ

 

Раскрыть структуру эмоциональных переживаний в старости можно лишь в контексте целостного учения о возрасте и важнейших критериях его оценки, которые определяют характерные особенности  социальной  ситуации  развития   и  ведущей деятельности. Социальная ситуация развития в старости связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества - выходом на пенсию. Именно этот момент некоторые теории признают началом старости.

Возраст как адаптогенный фактор в полной мере заявляет о себе именно в тот момент, когда человек, в связи с уходом на пенсию, лишается обязательной поддержки общества в виде социальных связей в труде и производственных отношений. Уход на пенсию во многом уравнивает всех в правах: социальные достижения в прошлом, достигнутый за время работы материальный уровень жизни не избавляют человека от выбора стратегии старения. По сути, человек на пороге старости решает для себя вопрос: оставаться ему в обществе (сохранять прежние социальные связи, создавать новые) или перейти к индивидуальной жизни. Это решение определяет две основные стратегии адаптации - сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида. Большинство современных теорий старости рассматривают вторую стратегию адаптации к возрасту - стратегию сохранения себя как индивида - в качестве единственного пути старения.

Э.Эриксон утверждал возможность двух различных по содержанию, знаку и значимости для жизнедеятельности форм эмоциональных переживаний жизненного итога: если человек убежден, что жизнь состоялась, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, но если жизнь оценивается как прожитая зря, то его настигают чувство бессилия что-либо исправить, отчаяние и страх смерти. Так, Эриксон оставлял за старостью альтернативу исхода, но альтернатива эта, по мнению автора, в целом определяется характером прохождения предшествующих этапов жизни. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими - как возможность заняться наконец тем, к чему всегда лежала душа.

Распространение основных положений учения о старости предполагает, что дифференциация различных видов деятельности, динамика познавательных функций и изменение личности человека в этом возрасте определяется характером ведущей деятельности. Ведущая деятельность в позднем возрасте может быть направлена либо на сохранение  личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его  как   индивида  на фоне постепенного угасания психофизиологических   функций.   Оба   психоэмоциональных варианта   старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже разную ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку основных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций для обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни, т.е. превращение «открытой» системы организма в систему "замкнутую" [10]. В литературе указывается, что относительная замкнутость (в психологическом плане) контура регуляции в старости проявляется в общем снижении интереса к внешнему   миру,   уменьшении   притязаний,   эгоцентризме, ослаблении эмоционального контроля, обострении некоторых личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека делать что-либо для других, вызывает у него чувство неполноценности, усугубляемое раздражительностью и желанием «спрятаться», чему способствуют неосознаваемые чувства зависти и вины, которые впоследствии прорастают равнодушием к окружающим.

"В   данной   стратегии   адаптации   эмоциональные переживания приобретают специфическую старческую окраску, характерную для сенсорной депривации" [10]. Постепенная утрата значимых, глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших   особенностях   психической   жизни: снижении поведенческого контроля  и «истощении» чувствительности. Сознательная регуляция поведения необходима лишь для социального бытия и осмысленна с точки зрения общения с другими. Ослабление поведенческого контроля приводит к нарастанию эгоцентричности в старости, убежденности стариков в неоспоримой справедливости их позиции и, как следствие, амбициозности, обидчивости, нетерпимости к возражениям. Старческая "болтливость" и другие характерные изменения личности также обусловлены недооценкой пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими и постепенной утратой этих навыков. Снижение функций  самодетерминации  и  саморегуляции  закономерно обостряет личностные  качества:  осторожность  постепенно перерастает в подозрительность, бережливость - в скупость, появляются консерватизм, безучастное отношение к настоящему и будущему .

Однако обострение личностных черт - лишь постепенно проявляющееся следствие выбора стратегии адаптации по принципу «замкнутого контура». Центральным моментом психологической адаптации служит направленное изменение семантики информации, что проявляется в оценке самочувствия и настроения, а также фильтрации информации на всех этапах ее движения (включая ее подавление на сенсорном уровне и гамму мнестических процессов, где главную роль играет механизм забывания) [10]. Эта система информационной   защиты    участвует   в    формировании концептуальной модели реальной действительности, по которой и строится адаптационный процесс. Стратегия адаптации по «замкнутому контуру» предполагает несколько индивидуальных вариантов: согласно их концептуальным моделям, мир видится пожилым  людям  как неясный,  непредсказуемый,  иногда угрожающий,  гибельный.  В  любом  из  этих  вариантов концептуальной модели (даже в наиболее позитивном из них) пожилой человек не «владеет» этим миром, социально не причастен к нему, перспектива его собственной жизни не зависит от него самого, а стратегия его поведения наиболее полно описывается житейским понятием: «доживать свой рек». В этом смысле суть исканий и притязаний пожилого человека в данной стратегии адаптации расценивается как стремление приспособиться к жизни. Характерно, что по сути люди просто живут в прошлом, где они сами строили свои жизнь.

Заметим, что в этой стратегии адаптации, направленной на сохранение себя как индивида, разрыв связи между прошлым, настоящим и будущим выступает как защитный элемент, существенный компонент концептуальной модели реальной действительности. Эмоциональные переживания как субъективная сторона    этой    своеобразной    концептуальной    модели действительности направлены на защиту пожилого человека от неуправляемой реальной жизни и на стабилизацию его психических состояний и функций.

Полного описания психологического портрета людей пожилого возраста, выбравших путь старения направленный на сохранения себя как личности нет, но многие авторы отмечают предпочтительность это пути. Поскольку в рамках него человек не ощущает потерянности и одиночества, он сохраняется как личность.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что по своему происхождению оба варианта стратегий старения своими корнями уходя задолго до периода старости. Подобный конфликт, но в несколько ином проявлении - совершенствовать себя как личность или совершенствовать себя как индивида, можно найти и в юношеском и в зрелом возрасте. В период старения человек всего лишь меняет тенденции совершенствования на сохранение. В виду этого возможно предположить, что сценарий старения выбирается человеком задолго до самого периода старости, и, в соответствии с этим, выбираются приемлемые для него адаптационные механизмы. 

Обобщая сказанное, можно отметить, что большинство исследований связывает особенности эмоциональной сферы старых людей с изменением социально-психологических аспектов бытия и актуализацией поведенческих стратегий адаптации к процессу старения. Возвращаясь, однако, к биологическим составляющим старения, следует поставить вопрос о возможности влияния морфо-функциональных изменений в нервной системе на эмоциональные процессы при нормальном и патологическом старении.

К настоящему моменту достаточно хорошо изучены нейропсихологические синдромы когнитивных ограничений, характерные как для здоровых стареющих людей, так и для пациентов, страдающих деменциями позднего возраста [12].  На этом основании установлено, что изменения в мозге при нормальном старении в первую очередь затрагивают структуры I функционального блока мозга, т.е. именно те церебральные зоны, которые (как говорилось в разделе 1.1) имеют прямое отношение к аффективной сфере. Речь идет о медиальных отделах височных долей мозга и о диэнцифальной области. Вместе с тем, имеются данные  о более ранней дефецитарности правой гемисферы по сравнению с левой [20].

В то же время нельзя исключить, что, будучи включены в систему ретикуло-фронтальных связей, в состоянии дисфункции оказываются и лобные (конвекситальные и медио-базальные) области. Во всяком случае, в рамках изучения типологии нормального старения получены данные о возможности выделения такого варианта старения, в основе которого лежит нарушение произвольной регуляции психической деятельности [11].

В отношении патологического старения, безусловно, можно говорить о дисфункции различных мозговых структур, в зависимости от этиологии и нозологической отнесенности деменции. При том, что ослабоумливающие процессы в первую очередь усугубляют мозговые механизмы нормального психического старения (срединные структуры и правое полушарие), имеет место патологическое состояние и других регионов мозга, в частности, левого полушария и лобных отделов.

Таким образом, данные о состоянии мозга в позднем возрасте, полученные при нейропсихологическом исследовании когнитивных процессов, могут быть уточнены при изучении эмоциональной сферы. Это представляется важным в теоретическом аспекте: проблема соотношения аффекта и интеллекта в позднем онтогенезе. Это важно и в решении практических задач: дифференциальая диагностика, оценка степени выраженности деменции, прогноз возможностей психического фукционирования, формирование психо-коррекционных и психо-профилактических программ, оценка эффективности фукционирования личности.

В связи с этим было предпринято настоящее исследование, направленное, в первую очередь, на апробацию методик "прямого" изучения аффективной сферы.

 

 

ГЛАВА II

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ

 

 

      Выбор данных методик  определяется практикой их применения в клинических обследованиях и возможностью соотнесения с психофизиологическим уровнем функционирования (см приложения 1,2,3).

 

 

2.1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

 

Восьмицветовой тест Люшера

В оригинале тест Люшера представлен в двух вариантах:

полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый вариант достаточно трудоемок и утомителен для испытуемого и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным ин­струментом психодиагностического исследования. В своем исследовании мы использовали второй вариант методики, включающий восемь цветов.

Процедура обследования проводится по нижеуказанной схеме:

испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним разноцветных карточек самый приятный цвет, не соотнося его ни с лю­бимым цветом одежды, ни с цветом нашего флага, а только в зависимости от его насушного сиюминутного эмоционального предпочтения. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Осве­щение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы:

темно-синий             - 1,

сине-зеленый           - 2,

оранжево-красный  - 3,

желтый                     - 4,

фиолетовый              -5,

коричневый             - 6,

черный                      -7,

серый                        - 0.

 

После первого выбранного цвета испытуемому предлагается выбрать  наиболее приятный цвет из оставшихся, процедура повторяется пока все цвета не будут отобраны. Через некоторую заполненную паузу экспериментатор вновь раскладывает таблицы, предварительно пере­мешав их, и процедура полностью повторяется, предварительно сообщается испытуемому, что исследование не направ­лено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора, но мы следуя за Л.Н.Собчик ,проводили два выбора.

Функция цвета, отражающая субъективное отношение испы­туемого к выбранным цветам, определяется и кодируется со­гласно правилам М. Люшера следующим образом:

«Явное предпочтение» обозначается знаком «+», который присваи­вается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а тот, что расположился на второй, — «цель», к которой стремится испытуемый.

«Предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на «истин­ное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», выте­кающий из данной ситуации.

«Безразличие» (5-я и 6-я по­зиции) обозначается знаком «=» и указывает на невостребо­ванные в данный момент резервы, индифферентную зону, без­действующие свойства личности.

«Неприятие» (антипатия) — 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «—», их функци­ональное значение — «подавленные потребности».

Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) — ахроматические, а 5 (фиолетовый) и б (коричневый) — сме­шанные. Появление основного цвета на одной из трех последних позиций трактуется как источник стресса, а символизируемая цветом потребность как неудовлетворенная. Основные цвета символизируют базисные психоло­гические потребности, которые Люшер обозначил как влече­ние к удовлетворению и привязанности (синий цвет); стрем­ление к самоутверждению (зеленый); стремление «действовать и добиваться успеха» (красный) и стремление «смотреть впе­ред и надеяться» (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается зна­чимость, приравниваемая к потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда. 

Стимулы трактуются М.Люшером в непосредственной близости с  символикой каждого цвета и уходят корнями в отдаленные периоды истории существования человека на зем­ле, так синий цвет символизирует ночь, которая несла человеку покой, расслабление, сон.  Желтый символизирует солнце, яркость зарождающегося дня - по­буждает к активности. Красный цвет — окраска цветов, пло­дов, крови — отражение охотничьих инстинктов. Зеленый — цвет травы, кустарников и деревьев — мог служить символом за­шиты, маскировки, затаенности. Серый — как отсутствие цвета — трактуется как разделяющий, отгораживающий. Чер­ный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оран­жевого и черного и отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый — смесь красного и синего — символ ирраци­ональных, нереалистичных желаний. 

Если переходить непосредственно к интерпретации выбора цвета в контексте оценивания эмоциональной сферы, то можно заметить сходство с вышеуказанным смысловым наполнением оттенков. Так темно-синий  цвет характеризуется как концентричность (т. е. сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность (т. е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный тон по Люшеру, — спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. Зеленый цвет, по Люшеру, символизирует упругость воли, концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты — настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение. В свою очередь, Л.Н.Собчик возражает против такой интерпретации  и указывает что скорее  этот цвет говорит о ригидности и тугоподвижности волевых процессов. Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно-агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты — желание, возбудимость, властность, сексуальность.

 

 

 

 

Тест восьми влечений Сонди

 

Стимульный материал методики представлен шестью се­риями портретов (I - VI); в каждой серии - 8 портретов людей, каждый из кото­рых отражает определенный вид патологии: сексуальная недефференцированность, агрессивность, проявляющаяся садо-мазохистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические, шизоидные проявления, параяойяльность, депрессия, маниакальное состояние.

Процедура обследования проходит по следующей схеме: испытуемому предлагают выбрать сначала 2 симпа­тичных (или наиболее приятных) портрета, а затем - 2 наименее симпатичных (неприятных) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их поряд­ковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего 6. Выбранные портреты регистриру­ются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение:    h - сексуальная недифференцированностъ; s - садизм-мазохизм; е - эпилептоидные тенденции; hy - истерические склонности; k - кататонические проявления;   р - паранойяльность; d- де­прессивное состояние;   m - маниакальные проявления.

      Л.Н.Собчик, в своем руководстве "Тест восьми влечений Сонди", разделяет  "Количественные показатели методики" и непосредственно интерпретацию "Судьбоанализ".  

Количественные показатели основываются на количестве выборов портретов одной серии, которое в свою очередь формируется из числа предпочитаемых и от­вергаемых портретов этой серии. Затем показатели разных серий сравниваются между собой. Выделяется три вида реакций: средняя, нулевая и полная. Средняя реакция - испытуемый выбирает в сред­нем 3 (от 2 до 4) из 6 портретов одной серии (т.е. одного фактора). Нулевая реакция из 6 портретов одного фактора не выбирает ни одного портрета или выбирает самое большее один как симпатичный и один как несимпатичный портрет. При полной реакции испытуемый выбирает все 6 или 5 (самое меньшее 4 порт­рета) одного какого-либо фактора. 

      Интерпретируется полнота реакции по следующей схеме:

Нулевая реакция представляет крайнюю степень выраженности раскры­ваемого данным фактором влечения, но в состоянии разряженности, отреагирования, удовлетворения данной потребности.

Полная реакция выявляет то влечение или личностную тенденцию, которая оказывает наибольшее динамическое воздействие, т.е. требует разрешения.

Средняя реакция указывает на то, что потребность находится в состоянии "нормального напряжения".

Переходя к "судьбоанализу" важно отметить, что согласно теории влечений Сонди, факторы влечений - это ведущие жизненные радикалы. "Они обладают способностью к превращению в разные формы проявле­ния, т.е. имеют несколько вариаций, проявляющихся в "возможностях судьбы"" (Л.Н.Собчик). Именно благодаря этой способности к изменению человек имеет перспективу множества возможных судеб. Свое понимание множества возможных судеб Сонди объяснял следующими положениями (цит. по Л.Н.Собчик):

1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историче­ская первичная форма проявления, которая корнями уходит в реакции представите­лей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые Я факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны только человеку.

2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, ко­торая полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.

3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестировать уже в первом пубертате (от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как лю­бовь к личности - любовь к человечеству (h), активность - пассивность (s), Авель -Каин (е), тщеславие - стыдливость (hy), аутизм - отказ от собственного Я (k), ин­фляция - проекция (р), поиск - прилипание (d), судорожное цепляние - отрыв (т), обусловливает те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем дет­стве при обследовании данным тестом.

4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор ха­рактерологических черт. позволяющих понять типологическую принадлежность об­следуемого человека, относимого к норме.

5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий, а также и определенный круг общения и интересов.

6. Каждый фактор влечения обусловливает и определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Отсюда способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выборе направления социально-культурной жизни человека. При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду самостоятельно существующие изначально ап­риорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи каждому человеку как возможный вариант его судьбы.

7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болез­ненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и мо­гут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах к нарушении влечений.

Таким образом, каждый фактор Сонди, а вслед за ним и Л.Н.Собчик, предлагает рассматривать в виде схемы:

[ а) - соответствует предпочтениям "+", б) - отвержениям "-"] Исключение состав­ляет 7-й пункт: а) - симптомы, 6) - нарушения влечении.

Интерпретация факторов представлена в приложении 4.

Обе методики были апробированы на 12 здоровых испытуемых (табл.1), средний возраст которых был равен 68 лет (от 56 до 81). Все эти обследованные не имели хронических соматических заболеваний, находились на пенсии или продолжали работать, имели преимущественно высшее или среднее специальное образование, были социально адаптированы.

Средней возраст обследованных больных (табл. 2) составлял 69 лет (от 50 до 79),  общее количество составляло 15 человек ( 10 мужчин, 5 женщин), распределение диагнозов было следующим:

1.     атрофическая деменция - 9;

2.     сосудистая деменция - 3;

3.     смешанная деменция - 1;

4.     другие заболевания - 2.

Всем больным проводилось полное нейропсихологическое обследование (Н.К.Корсаковой, Н.П. Щербаковой) по традиционной сфеме, принятой в школе А.Р.Лурии, и МРТ табл. 3.

 

 

2.2. ОПИСАНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ

 

 

Табллица 1. Характеристика здоровых испытуемых

 

ФИО

Возраст

Пол

Образование

Профессия

1

В.Л.И.

61

ж

Высшее техническое

Тех.оператор

2

Г.А.А.

81

ж

Высшее медицинское

Врач

3

А.М.В.

74

ж

Высшее

Скорняк

4

Р.В.И.

67

ж

Среднее техническое

Специалист по сплавам

5

Р.Е.Д.

76

м

Среднее техническое

Строитель

6

М.З.В.

64

ж

Высшее экономическое

Бухгалтер

7

П.Т.М.

63

ж

Высшее медицинское

Врач

8

У.В.И.

56

ж

Высшее техническое

Инженер

9

У.Л.И.

71

ж

Среднее

Медсестра

10

У.П.Б.

76

м

Высшее историческое

Искусствовед

11

О.П.В.

64

м

Высшее техническое

Конструктор

12

М.Т.В.

70

ж

Высшее техническое

Инженер

 

 

             

 

 

Табллица 2. Характеристика больных  испытуемых

 

ФИО

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Кл. диагноз

1

Ш.В.П.

75

м

Высшее

Военный

сосудистая деменция с отсутствием критичности, мнестические расстройства

2

Д.Н.Н.

55

ж

Среднее

Мед.сестра

билатеральное аффективное расстройство типа II, апатическая депрессия с амнестическим компонентом и явлениями мнестико-интеллектуальной слабости

3

Г.Г.Ф.

65

м

Высшее

Инженер-механник

остро развившейся психоорганический синдром по типу Корсаковского синдрома на фоне алкогольной интоксикации

4

Р.Л.Н.

78

ж

Среднее

Секретар

б-нь Альгеймера

5

С.Р.А.

77

ж

Среднее

Мастер-инженер

сосудисто-атрофичесая деменция

6

Е.Э.М.

76

ж

Высшее

Химик

реактивная депрессия с идеями виновности, явлениями мнестико-интеллектульной слабости. Деменция (?)

7

И.В.Д.

64

м

Высшее

Орнитолог

состояние спутанности, выраженные мнестические расстройства

8

З.Е.А.

74

м

Высшее

Военный

состояние спутанности с психотическими (бредовыми) расстройствами на фоне субдепрессии

9

О.В.М.

66

м

Высшее

Военный

поздняя эпилепсия с полиморфными параксизмами, мнестические расстройства

10

Е.Н.А.

50

м

Среднее

Автомеханический техник

Психоорганический синдром

11

М.И.Г.

70

ж

Высшее

Инженер

деменция с преобладанием "лобных" симптомов

12

Х.М.З.

79

м

Высшее

Преподаватель

поздний бредовой психоз с идеями преследования, разоблачительства ущерба у больного с деменцией

13

Г.М.И.

75

м

Высшее

Учитель истории

поздний шизоаффективный психоз, апато-адинамическая депрессия

14

С.Н.В.

64

м

Высшее

Военный

амнестический синдром с явлениями аспонтанности, благодушия у больного с хронической алкоголизацией. Сосудистая энцефалопатия (?)

15

Т.И.П.

62

м

Высшее

Инженер

атрофическая лобно-височная деменция (?)

 

 

Таблица 3. Данные нейропсихологического и МРТ обследования больных

 

ФИО

Нейропсихологическое заключение

                 МРТ

1

Ш.В.П.

дисфункция лобных отделов (больше справа)

субарахноидальное пространство умеренно расширено в проекциях лобных, височных и теменных долей. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

2

Д.Н.Н.

выраженная дисфунция подкорковых структур, медио-базльного отдела лобных долей (больше справа) и височной области (билатерально)

Субарахноидальное пространство умеренно расширено в проекции лобных, слабо - височных долей мозга. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

3

Г.Г.Ф.

дисфункция медио-базальных структур лобной области и срединных структур мозга

субарахноидальное пространство достаточно выражено расширено в проекции лобных, височных, теменных долей мозга и полушарий мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

4

Р.Л.Н.

дисфункция срединных структур, лобных отделов (билатерально, с акцентом слева) и теменной области

субарахноидальное пространство умеренно расширено в проекции лобных, височных, теменных долей мозга и полушариях мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

5

С.Р.А.

дисфункция срединных и подкорковых структур и височной области (слева)

субарахноидальное пространство достаточно выражено расширено в проекции височных, умеренно- лобных и теменных отделов мозга. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

6

Е.Э.М.

дисфункция срединных и подкорковых структур, медио-базальных структур лобного отдела

субарахноидальное пространство умеренно расширено в проекции лобных, височных, теменных долей мозга и полушариях мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

7

И.В.Д.

дисфункция лобных отделов и глубинных структур

субарахноидальное пространство  довольно выражено расширено в проекции височной, теменной, умеренно - лобной области мозга и полушариях мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

8

З.Е.А.

дисфункция глубинных структур и префронтальных отделов

субарахноидальное пространство  достаточно выражено расширено в проекции височной, умеренно лобных, теменных долях мозга и полушарий мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

9

О.В.М.

дисфункция правой лобной области, правой теменной области, задних отделов (билатерально), ТРО (больше слева)

субарахноидальное пространство умеренно расширено в проекции височных и теменных долях мозга и полушариях мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

10

Е.Н.А.

дисфункция медио-базального отдела лобных долей с акцентом на правое полушарие и его базальные ядра

субарахноидальное пространство слабо расширено в проекции лобныхи теменных долях мозга и полушариях мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

11

М.И.Г.

дисфункция правого полушария

субарахноидальное пространство слабо расширено в проекции правой височной доли. Наружная сообщающаяся гидроцефалия

12

Х.М.З.

дисфункция подкорковых и срединных структур, указания на дисфункцию медио-базальных структур лобных долей

субарахноидальное пространство слабо расширено в проекции лобных и теменных долей мозга. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия

13

Г.М.И.

дисфункция срединных структур, подкорковых образований и, в меньшей степени, лобных отделов мозга

субарахноидальное пространство достаточно выражено расширено в проекции лобных, височных, теменных долей. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия (сосудистой природы)

14

С.Н.В.

дисфункция срединных структур и правой гемисферы ( с акцентом на передние отделы)

субарахноидальное пространство достаточно выражено расширено в проекции височных, теменных долей, слабо - лобных и полушарий мозжечка. Наружная и внутренняя сообщающаяся гидроцефалия (сосудистой природы)

15

Т.И.П.

дисфункция лобно-височных и теменно-затылочных структур обоих полушарий

субарахноидальное пространство выражено расширено в области сильвиевых щелей, преимущественно лобных долей, умеренно - базального цисторального пространства. Черепно-мозговые посттравматические изменения

 

 

ГЛАВА III

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

3.1. Результаты исследования здоровых испытуемых

 

1. Результаты, полученные по тесту "восьми влечений Сонди"

 

Таблица 4.  Данные по тесту Сонди в абсолютных значениях

 

 

S

P

Sch

C

 

h

s

e

hy

k

p

d

m

+_

1

4

1

3

1

2

0

8

_

1

6

6

6

2

2

5

1

+

7

1

3

3

2

5

0

3

0

3

1

2

0

7

3

7

0

 

 

 

 

 

Таблица 5.  Данные по тесту Сонди в процентном отношении

 

S

P

Sch

C

 

h

s

e

hy

k

p

d

m

+_

8,3

33,3

8,3

25

8,3

16,6

-

66,7

_

8,3

50

50

50

16,6

16,6

41,6

8,3

+

58,3

8,3

25

25

16,6

41,6

-

25

0

25

8,3

16,6

-

58,3

25

58,3

-

Преобладающий профиль: h+s-; e-hy-; k0p+; d0m+_;

Вероятные изменения профиля: s+_.

 

2. Результаты, полученные по тесту Люшера

 

Таблица 6.  Данные по тесту Люшера в абсолютных значениях

 

1

2

3

4

5

6

7

0

I

0

5

4

5

6

1

0

3

II

0

9

1

6

3

3

0

2

III

2

3

3

8

3

4

0

1

IV

7

3

5

1

1

4

0

2

V

2

3

4

2

6

3

1

3

VI

6

0

4

0

2

5

1

6

VII

6

1

3

1

2

4

2

5

VIII

1

0

0

1

1

0

20

1

Таблица 7.  Данные по тесту Люшера в процентном отношении

 

1

2

3

4

5

6

7

0

I

-

20,8

16,7

20,8

25

4,2

-

12,5

II

-

37,5

4,2

25

12,5

12,5

-

8,3

III

8,3

12,5

12,5

33,3

12,5

16,7

-

4,2

IV

29,2

12,5

20,8

4,2

4,2

16,7

-

8,3

V

8,3

12,5

16,7

8,3

25

12,5

4,2

12,5

VI

25

-

16,7

-

8,3

20,8

4,2

25

VII

25

4,2

12,5

4,2

8,3

16,7

8,3

20,8

VIII

4,2

-

-

4,2

4,2

-

83,3

4,2

 здесь представлена только часть работы, полный объем работы 80 страниц, может быть вам высланная при взаимном интересе.   valer-@mail.ru

 

Лучшие  и интересные рассылки:

Привороты и Жизнь. Уникальные секреты . хитрости и премудрости. (1543 | +39)
Вы потратили на него столько сил и времени, холи и лелеяли, исполняли все прихоти. И вдруг в один ''прекрасный'' момент Вы узнаете, что он все это не ценит. далее >>

НЛП и Жизнь. Эриксоновский гипноз против цыганского. (1175 | +18)
Действуй СЕЙЧАС и ты получишь то что ТЕБЕ НУЖНО! 'АЛХИМИЯ УСПЕХА'. далее >>



Для быстрой подписки проставьте "галочки" на интересующие Вас рассылки,
введите Ваш E-mail и нажмите "OK".
  • Школа Секса и Знакомств. Самый быстрый путь к Оргазму.
    ТАЙНОЕ...и самое сладкое. Запрещенные знания- как познакомится и что потом делать. Подбор для вас идеального партнера и анкеты партнеров уже готовых на то что вы ищите.У Вас все замечательно! Лучшего понимания между партнерами Вы и представить себе не можете! Тогда на дессерт остается самое сладкое... Секс, секс и еще раз секс! И Вы, конечно уверены, что уж Ваш-то партнер точно доволен Вами? Вполне возможно! Однако посмотрите, сколько всего еще можно попробовать!
    http://psihotronika.narod.ru/question.html
    Подписаться:
    • Самый быстрый путь к оргазму.
      Самый быстрый путь к оргазму. Если знаете путь быстрее- поделитесь. Советы для мужчин и женщин, как познакомится, довести до оргазма ,удержать, приворожить, бросить партнера, получать оргазм от работы, жизни , денег. Только практические советы и истории от психологов, практиков , магов. Если вы располагаете опытом- пишите, если нет -то не стоит ничего писать, ни кому не интересны ваши фантазии, читайте и учитесь. Мы сами выбираем свою жизнь, счастливую или нет, зависит от нас...
      http://psihotronika.narod.ru